Часто родители предполагают, что дети, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли. Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи. Чем старше ребёнок, тем сложнее исправить у него речевые ошибки, а в школьном возрасте они обязательно отразятся и на овладении письменной речью. Успех в коррекции речевого развития малыша зависит не только от уровня квалификации учителя-логопеда, но и от заинтересованности и активной помощи родителей ребёнка.
Что такое связная речь?
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.
Основные виды связной речи:
- Монологическая - в речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.
- Диалогическая - в диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. Здесь важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.
Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.
Основные средства развития связной речи:
- сказки;
- дидактические игры;
- театрализованные игры.
Уважаемые мамы, папы, дедушки и бабушки, ребенку необходимо, общение со взрослыми, заинтересованными его успехами людьми.
Вот несколько советов по развитию речи ребёнка в семье.
1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с малышом. Больше разговаривайте с ним, обращайтесь к нему с вопросами.
2. Помните, что основные собеседники для ребёнка - папа, мама, бабушка и дедушка.
3. Приобретайте различные художественные альбомы, картинки, книги рассматривайте их и обсуждайте увиденное вместе с ребёнком.
5. Предложите ребёнку соревнования с участием всех членов семьи
- "Сочиним сказку";
- "Кто больше знает слов".
6. Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывайте загадки, учите с ребёнком стихотворения.
7. Стимулируйте ребёнка вспоминать отдельные строки стихотворений, рассказов, пословиц.
8. Организовывайте выходные поездки на природу и учите ребёнка рассказывать о проведённом времени, на отдыхе.
9. Каждое новое и непонятное слово обязательно разъясняйте своему малышу.
Игры на развитие связной речи.
- «Расскажи, какой?»
Ребенку демонстрируется предмет или игрушка, и он должен описать его. Например:
- мяч – большой, резиновый красный, легкий;
- огурец – длинный, зеленый, хрустящий.
Если ребенок не может самостоятельно описать предмет, ему необходимо помочь. В первый раз родители могут самостоятельно выполнить задание.
- «Опиши игрушку»
Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.
Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.
- Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост.
- Заяц – это маленькое животное. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.
- «Угадай кто?»
Спрятав игрушку или предмет за спиной, мама описывает его ребенку. По описанию ребенок должен угадать, о каком именно предмете идет речь. Предметы или игрушки должны быть хорошо знакомы ребенку.
- «Сравнение»
Перед ребенком необходимо поставить несколько игрушек животных, кукол или машин. После этого ему дается задание сравнить их.
Например:
- Мишка рычит громко, а у мышки тоненький голос;
- У куклы Светы волосы рыжие, а у куклы Маши светлые;
- У грузовика колеса большие, а у легковой машинки маленькие.
Очень важно во время игры или занятия с ребенком использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов.