Воскресенье, 2025-02-02, 2:22 AM
Приветствую Вас Гость | RSS

В гостях у логопеда

Меню сайта

Формирование связной речи у дошкольников

Часто родители предполагают, что дети, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли. Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи. Чем старше ребёнок, тем сложнее исправить у него речевые ошибки, а в школьном возрасте они обязательно отразятся и на овладении письменной речью. Успех в коррекции речевого развития малыша зависит не только от уровня квалификации учителя-логопеда, но и от заинтересованности и активной помощи родителей ребёнка.

 

Что такое связная речь?

Связная речьэто умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.

 

Основные виды связной речи:

  • Монологическая - в речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.
  • Диалогическая - в диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. Здесь важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.

 

Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.

 

Основные средства развития связной речи:

  • сказки;
  • дидактические игры;
  • театрализованные игры.

 

Уважаемые мамы, папы, дедушки и бабушки, ребенку необходимо, общение со взрослыми, заинтересованными его успехами людьми. 

Вот несколько советов по развитию речи ребёнка в семье.

 

1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с малышом. Больше разговаривайте с ним, обращайтесь к нему с вопросами.

2. Помните, что основные собеседники для ребёнка - папа, мама, бабушка и дедушка.

3. Приобретайте различные художественные альбомы, картинки, книги  рассматривайте их и обсуждайте увиденное вместе с ребёнком.

5. Предложите ребёнку соревнования с участием всех членов семьи

-   "Сочиним сказку";

- "Кто больше знает слов".

6. Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывайте загадки, учите с ребёнком стихотворения.

7. Стимулируйте ребёнка вспоминать отдельные строки стихотворений, рассказов, пословиц.

8. Организовывайте выходные поездки на природу и учите ребёнка рассказывать о проведённом времени, на отдыхе.

9. Каждое новое и непонятное слово обязательно разъясняйте своему малышу.

 

Игры на развитие связной речи.

 

  1. «Расскажи, какой?»

Ребенку демонстрируется предмет или игрушка, и он должен описать его. Например:

  • мяч большой, резиновый красный, легкий;
  • огурец длинный, зеленый, хрустящий.

Если ребенок не может самостоятельно описать предмет, ему необходимо помочь. В первый раз родители могут самостоятельно выполнить задание.

  1. «Опиши игрушку»

Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.

Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.

  • Лиса это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост.
  • Заяц это маленькое животное. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.
  1. «Угадай кто?»

Спрятав игрушку или предмет за спиной, мама описывает его ребенку. По описанию ребенок должен угадать, о каком именно предмете идет речь. Предметы или игрушки должны быть хорошо знакомы ребенку.

  1. «Сравнение»

Перед ребенком необходимо поставить несколько игрушек животных, кукол или машин. После этого ему дается задание сравнить их.

Например:

  • Мишка рычит громко, а у мышки тоненький голос;
  • У куклы Светы волосы рыжие, а у куклы Маши светлые;
  • У грузовика колеса большие, а у легковой машинки маленькие.

 

Очень важно во время игры или занятия с ребенком использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов.

Поиск