Среда, 2025-01-22, 12:00 PM
Приветствую Вас Гость | RSS

В гостях у логопеда

Меню сайта

Рабочая программа

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему родного языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, развить произносительные умения и навыки в различных ситуациях, развить связную речь.

Задачи:

1. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

2.Формировать произносительные умения и навыки.

3.Совершенствовать и развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

4. Работать над развитием лексикона детей.

5.Развивать грамматический строй речи детей.

6. Развивать внимание, память, мышление.

7. Работать над развитием связной, грамматически правильной и интонационно выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Пояснительная записка.

Работа в логопедическом пункте проводится в соответствии с коррекционными программами:

1. В.В. Коноваленко; С.В. Коноваленко «фронтальные логопедические занятия» в подготовительной группе для детей с ФФН

2. Г. А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи».

Программа для детей с ОНР.

Эти программы предназначены для логопедического - коррекционного обучения и рассчитаны на детей с сохранным слухом и интеллектом. Они адаптированы для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, где в сетке занятий учителя – логопеда фронтальные занятия проводятся в подгруппах. Т.к. не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя – логопеда. Основную нагрузку несёт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2 - 3 раза в неделю с каждым ребёнком.

Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в логопедический детский сад.

Цель логопедических занятий – коррекция звукопроизношения, развитие фонематических процессов и общее развитие речи.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

В логопункт ежегодно зачисляются 25 детей имеющих логопедическое заключение от логопеда из поликлиники с рекомендациями посещать логопедические занятия в образовательном учреждении. Это может быть справка или запись в медицинской карте.

В первую очередь в логопункт зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в 1-ый класс, т.е. подготовительная группа и дети которые не закончили занятия в прошедшем учебном году.

Если остаются свободные места, то м.б. зачислены дети 5 лет, т.е. старшая группа.

В логопункт зачисляются дети, имеющие логопедическое заключение - ФФНР или дислалия от логопеда из поликлиники с рекомендациями посещать логопедические занятия в образовательном учреждении. Дети с ОНР направляются в логопедические сады. В случае нежелания родителей переводить ребенка в логопедический детский сад, логопед из логопедического пункта может взять такого ребенка на логопедическое сопровождение, но не несет ответственности за полное устранение речевых нарушений.

ФФНР - Фонетико - фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Несформированность звуковой стороны речи выражается в следующем:

• Замены сложных звуков более простыми по артикуляции;

• Нестойкое употребление звуков в речи (одно и то же слово при многократном повторении ребенок произносит по разному);

• Трудности в произнесении многосложных слов;

• Трудности в произнесении слов со стечением согласных;

Так же характерны:

• Общая нечеткость речи и смазанность произношения;

• Сжатая артикуляция;

• Бедность словаря;

• Задержка в формировании грамматического строя речи.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе, интелекте и сохранной иннервации речевого аппарата.

Это заключение ставят детям, которые не выговаривают один звук или группу звуков.

Планируемые результаты логопедической работы.

К концу обучения дети должны:

- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- дифференцировать все изученные звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;

- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Индивидуальная работа.

Организуется учителем – логопедом в соответствии с индивидуальным планом, который заполнеется на каждого ребенка посещающего логопедический пункт.

План индивидуальной коррекционной работы на учебный год.

1. Подготовительный этап.

• Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие;

• Формировать и развивать артикуляционную моторику;

• Формировать и развивать мелкую моторику рук.

2.Формирование произносительных умений и навыков.

• Постановка звуков;

• Автоматизация каждого исправленного звука в слогах;

• Автоматизация звуков в словах;

• Автоматизация звуков в предложениях.

• Автоматизация звуков в спонтанной речи.

• Дифференциация звуков.

3.Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

Научить ребенка:

• выделять звук из звукового ряда

• определять место звука в слове

• звуковому анализу слов

4.Лексическая работа.

• Работать над увеличением и систематизацией словаря

• Способствовать увеличению количества слов в пассивном словаре и их переходу в активный словарь

5.Работа над грамматическим строем речи.

• Учить ребенка составлять предложения из 4 и более слов

• Отработать с ребенком образование единственного и множественного числа существительных

• Отработать с ребенком образование уменьшительно ласкательной формы существительных

• Научить согласовывать прилагательные и числительные с существительными

• Отработать правильное употребление простых и сложных предлогов

6. Развитие связной, грамматически правильной и интонационно выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

• Научить ребенка составлять рассказ по сюжетной картинке и серии картинок

• Научить пересказывать короткие тексты

• Развивать монологическую и диологическую речь ребенка.

Подгрупповая работа.

Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Календарный план проведения подгрупповых логопедических занятий.

Неделя Обучения Звуки/буквы Звуко-слоговой анализ; грамота Грамматический строй речи Лексика (тема) Связная речь
1 период
Сентябрь
1 Обследование детей.
Заполнение речевых карт.
Планирование индивидуальной работы.
2
3 У Выделение начального ударного гласного Договаривание предложений (именительный и винительный падежи единственного числа существительных) Овощи – фрукты Описательный рассказ «Моя карзина с фруктами»
А Анализ звукового ряда из двух гласных Договаривание предложений (косвенные падежи единственного числа существительных)
А, У Воспроизведение Род
4 И Анализ звукового ряда из трех гласных И.П. множественного числа существительных На -и; - а Семья Описательный рассказ «Моя мама»
П - П' Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога типа - АП Составление предложений по сюжетным картинкам по образцу. Согласование глаголов настоящего времени с существительными
Октябрь
1 Т Звуковой анализ обратного слога типа – УТ Воспроизведение слоговых рядов Составление предложений по сюжетным картинкам с помощью наводящих вопросов. Согласование количественных числительных 1,2,5 с существительными Игрушки Рассказ по сюжетной картинке. «Тома и Толя»
П – Т Выделение последнего глухого согласного в слове. Звуковой анализ и синтез обратного слога. Притяжательные прилагательные на - ИН (папин, мамин…)Согласование количественных числительных 1,2,5 с существительными
2 К - К' Преобразование обратных слогов в прямые. Воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги) Р.П. единственного числа существительных. Составление рассказа с помощью вопросов. Ранняя осень Рассказ по сюжетной картине «Котенок»
П - Т - К Воспроизведение слоговых рядов типа ПА-ТА-КА. Звуковой анализ прямого слога. Предлоги НА, ПОД
О Воспроизведение слоговых рядов (прямые слоги). Выделение ударного гласного после согласного. Р.П. множественного числа сущ-х. Составление предложений со словом МНОГО.
3 Й - Л' Воспроизведение слоговых рядов. Мягкие согласные. Звуковой анализ и синтез обратного слога. Относительные прилагательные (от деревьев). Глаголы множественного числа прошедшего времени. Приставочные глаголы (от ЛИТЬ). Ранняя осень. Деревья. Грибы Рассказ по сюжетной картине «Дети помогают маме».
Х-Х' Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез прямого слога. Согласование количественных числительных 1,2,5,9 и сущ-х.
К-Х Звуковой анализ и синтез слов ПУХ, КОТ Род сущ-х (соотнесение с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЕ).
4 Ы Выделение ударного гласного после согласного И.П. множественного числа сущ-х на – Ы. Животные домашние и дикие Рассказ по сюжетной картине «Тут будет сад».
Ы- И Звуковой анализ слов типа КИТ, ПЫЛЬ Притяжательные прилагательные на – ИН –
М Выделение начального согласного. Звуковой анализ слов типа МАК, ТИМА И. П. множественного числа сущ-х на – Ы, - И, - А
2 период
Ноябрь
1 С Определение места звука в слове. Деление слов на слоги. Составление предложений с данным словом. Множественное число существительных. Осень. Перелетные птицы. Рассказ по сюжетной картине «Соня и собака»
С' Звуко-слоговой анализ слов ГУСЬ, ГУСИ Уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х. Притяжательные прилагательные на – ИН-
2 С - С' Звуко-слоговой анализ слов САМ, САМА, САМИ Словообразование относительных прилагательных. Согласование прилагательных с сущ-ми. Осень Рассказ по картине «Листопад»
Н-Н' Деление слов на слоги. Место звука в слове. Звуко-слоговой анализ слова САНИ Предлоги НА, С. Словообразование сложных слов.
3 З Звуко-слоговой анализ слов Зубы, козы, Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА. Согласование прилагательных с сущ-ми. Транспорт Рассматривание сюжетной картины «Транспорт на нашей улице»
З - З' Звуко-слоговой анализ слов ЗИМА, ЗОНТ, ЗИНА Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА. Согласование прилагательных с сущ-ми.
С – З Схемы слов. Звонкие и глухие согласные Сомнительные согласные в конце слова (ТАЗ, ВОЗ, НОС)
4 Б - Б' Звуко-слоговой анализ, схемы слов БАНТ, БИНТ. Ударение. Мягкие и твердые согласные. Уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х – ОК, - ЕК, - ИК. Поздняя осень Составление рассказа о поздней осени
П - Б Звонкие и глухие согласные Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД
Декабрь
1 В-В' Звонкие и глухие согласные Распространение предложений Зима, изменения в природе Рассказ по сюжетной картине «Зима»
Д-Д' Работа с разрезной азбукой: составление и преобразование слогов и слов. Уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х.
Т – Д Звуко-слоговой анализ слов Словообразование сущ-х, обозначающих лиц по их занятиям.
2 Т' - Д' Упражнение с разрезной азбукой. Звуко-слоговой анализ слов. Косвенные падежи сущ-х. Глаголы НАДЕВАТЬ, ОДЕВАТЬ, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ. Приставочные глаголы от слова Ходить Зима Рассказ по сюжетной картинке «Скоро новый год»
Г Звуко-слоговой анализ слов ГОЛУБИ, БУМАГА. Деление предложений на слова Подбор предметов к признакам. Согласование прилагательных с сущ-ми в роде, числе, падеже.
3 Г - Г' Звуко-слоговой анализ слов Косвенные падежи количественных числительных (1, 2, 5) с сущ-ми. Зимующие птицы Самостоятельный рассказ «В библиотеке»
Г - К составление схемы слов Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА.
4 Э Звуко-слоговой анализ слов Образование прилагательных. Посуда: виды, материал Чтение стихотворения К.Чуковского «Федорино горе»
Е Согласование прилагательных с сущ-ми.
Ё Большая буква в начале предложения
Январь
1 Л Звуко-слоговой анализ и составление схемы слов Глаголы единственного числа прошедшего времени. Образование родственных слов. Птицы Рассказ «Лиса и гусята»
Л - Л' Упражнения с разрезной азбукой. Ударение. Притяжательные прилагательные на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ. Согласование прилагательных с сущ-ми.
2 Ш Преобразование слов (мышка– мишка) Составление схем. Спряжение глаголов настоящего времени по образцу. Комнатные растения Сказка К.Д. Ушинского «Бишка». Придумывание сказки по аналогии.
3 С – Ш Преобразование слов (миска – мишка) Словообразование сущ-х Одежда Составление рассказа по серии картинок
Я Составление схем слов по индивидуальным картинкам. Уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х – УШК, - ЮШК, - ЫШК.
Февраль
1 Р Самостоятельное составление схем слов. Составление предложений по картинкам. Головные уборы Басня Л.Н. Толстого «Ворона и рак».
Р' Составление схем слов по индивидуальным картинкам. Родственные слова
2 Р - Р' Преобразование слогов и слов. Деление предложений на слова Обувь Составление рассказа по серии картинок
3 Р – Л Слова сложной звуко-слоговой структуры. Страдательные причастия прошедшего времени (Прочитанная мальчиком книга). Дикие животные Составление рассказа по серии картинок
4 Р' - Л' Преобразование слогов и слов. Приставочные глаголы. Домашние животные Придумывание сказки по аналогии. Рассказ Ушинского «Рыжик»
3 период
Март
1 Ж Слова сложной звуко-слоговой структуры. Родственные слова. Спряжение глагола БЕЖАТЬ. Животные наших лесов. Составление рассказа по серии картинок
2 Ж – З Схема предложения. Предлоги ЗА, ИЗ - ЗА, ИЗ - ПОД, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Хищные животные. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».
3 Ж – Ш Ударение. Употребление простых предлогов Травоядные животные. Самостоятельный рассказ «В магазине»
4 Ц Составление схем слов со стечением согласных. Словообразование сущ-ых среднего рода с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ранняя весна. Описательный рассказ «Букетик фиалок»
Апрель
1 С – Ц Составление схем слов со стечением согласных. Словообразование сущ-х женского рода Мой дом Описательный рассказ «Дорога в сад»
2 Ч Составление схем слов со стечением согласных. Уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х. Словообразование отчеств мужского рода. Восьмое марта. Семья. Придумывание сказки «Зайка потерялся»
3 Ю Твердые и мягкие согласные. Приставочные глаголы ( БЕЖАТЬ). Перелетные птицы Самостоятельный рассказ «Пришла весна»
4 Ч - Т' Твердые и мягкие согласные. Приставочные глаголы движения (ЛЕТЕТЬ). Профессии. Придумывание сказки «Медведь проснулся»
Май
1 Ч - С' Самостоятельное составление схем слов. Словообразование сущ-х мужского рода (по их занятиям, профессиям). Насекомые. Рассказ по серии картинок
2 Ф - В Звонкие и глухие согласные. Приставочные глаголы движения (ДУМАТЬ). Время суток Описательный рассказ «Детская площадка»
3 Щ Составление схемы предложения. Словообразование сущ-х мужского и женского рода с суффиксами – ЩИК, - ЩИЦ. Времена года. Придумывание сказки «Я потерялся»
4 Й Ударение в словах Словообразование сущ-х женского рода (профессии). рыбы Описательный рассказ «КАРАСЬ»
Июнь
1 - 4 Повторение пройденного материала на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Поиск