Задачи:
1. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
2.Формировать произносительные умения и навыки.
3.Совершенствовать и развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
4. Работать над развитием лексикона детей.
5.Развивать грамматический строй речи детей.
6. Развивать внимание, память, мышление.
7. Работать над развитием связной, грамматически правильной и интонационно выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
Пояснительная записка.
Работа в логопедическом пункте проводится в соответствии с коррекционными программами:
1. В.В. Коноваленко; С.В. Коноваленко «фронтальные логопедические занятия» в подготовительной группе для детей с ФФН
2. Г. А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи».
Программа для детей с ОНР.
Эти программы предназначены для логопедического - коррекционного обучения и рассчитаны на детей с сохранным слухом и интеллектом. Они адаптированы для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, где в сетке занятий учителя – логопеда фронтальные занятия проводятся в подгруппах. Т.к. не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя – логопеда. Основную нагрузку несёт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2 - 3 раза в неделю с каждым ребёнком.
Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в логопедический детский сад.
Цель логопедических занятий – коррекция звукопроизношения, развитие фонематических процессов и общее развитие речи.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
В логопункт ежегодно зачисляются 25 детей имеющих логопедическое заключение от логопеда из поликлиники с рекомендациями посещать логопедические занятия в образовательном учреждении. Это может быть справка или запись в медицинской карте.
В первую очередь в логопункт зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в 1-ый класс, т.е. подготовительная группа и дети которые не закончили занятия в прошедшем учебном году.
Если остаются свободные места, то м.б. зачислены дети 5 лет, т.е. старшая группа.
В логопункт зачисляются дети, имеющие логопедическое заключение - ФФНР или дислалия от логопеда из поликлиники с рекомендациями посещать логопедические занятия в образовательном учреждении. Дети с ОНР направляются в логопедические сады. В случае нежелания родителей переводить ребенка в логопедический детский сад, логопед из логопедического пункта может взять такого ребенка на логопедическое сопровождение, но не несет ответственности за полное устранение речевых нарушений.
ФФНР - Фонетико - фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Несформированность звуковой стороны речи выражается в следующем:
• Замены сложных звуков более простыми по артикуляции;
• Нестойкое употребление звуков в речи (одно и то же слово при многократном повторении ребенок произносит по разному);
• Трудности в произнесении многосложных слов;
• Трудности в произнесении слов со стечением согласных;
Так же характерны:
• Общая нечеткость речи и смазанность произношения;
• Сжатая артикуляция;
• Бедность словаря;
• Задержка в формировании грамматического строя речи.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе, интелекте и сохранной иннервации речевого аппарата.
Это заключение ставят детям, которые не выговаривают один звук или группу звуков.
Планируемые результаты логопедической работы.
К концу обучения дети должны:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Индивидуальная работа.
Организуется учителем – логопедом в соответствии с индивидуальным планом, который заполнеется на каждого ребенка посещающего логопедический пункт.
План индивидуальной коррекционной работы на учебный год.
1. Подготовительный этап.
• Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие;
• Формировать и развивать артикуляционную моторику;
• Формировать и развивать мелкую моторику рук.
2.Формирование произносительных умений и навыков.
• Постановка звуков;
• Автоматизация каждого исправленного звука в слогах;
• Автоматизация звуков в словах;
• Автоматизация звуков в предложениях.
• Автоматизация звуков в спонтанной речи.
• Дифференциация звуков.
3.Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
Научить ребенка:
• выделять звук из звукового ряда
• определять место звука в слове
• звуковому анализу слов
4.Лексическая работа.
• Работать над увеличением и систематизацией словаря
• Способствовать увеличению количества слов в пассивном словаре и их переходу в активный словарь
5.Работа над грамматическим строем речи.
• Учить ребенка составлять предложения из 4 и более слов
• Отработать с ребенком образование единственного и множественного числа существительных
• Отработать с ребенком образование уменьшительно ласкательной формы существительных
• Научить согласовывать прилагательные и числительные с существительными
• Отработать правильное употребление простых и сложных предлогов
6. Развитие связной, грамматически правильной и интонационно выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
• Научить ребенка составлять рассказ по сюжетной картинке и серии картинок
• Научить пересказывать короткие тексты
• Развивать монологическую и диологическую речь ребенка.
Подгрупповая работа.
Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
Календарный план проведения подгрупповых логопедических занятий.
Неделя Обучения | Звуки/буквы | Звуко-слоговой анализ; грамота | Грамматический строй речи | Лексика (тема) | Связная речь |
1 период | |||||
Сентябрь | |||||
1 | Обследование детей. Заполнение речевых карт. Планирование индивидуальной работы. |
||||
2 | 3 | У | Выделение начального ударного гласного | Договаривание предложений (именительный и винительный падежи единственного числа существительных) | Овощи – фрукты | Описательный рассказ «Моя карзина с фруктами» |
А | Анализ звукового ряда из двух гласных | Договаривание предложений (косвенные падежи единственного числа существительных) | |||
А, У | Воспроизведение | Род | |||
4 | И | Анализ звукового ряда из трех гласных | И.П. множественного числа существительных На -и; - а | Семья | Описательный рассказ «Моя мама» |
П - П' | Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога типа - АП | Составление предложений по сюжетным картинкам по образцу. Согласование глаголов настоящего времени с существительными | |||
Октябрь | |||||
1 | Т | Звуковой анализ обратного слога типа – УТ Воспроизведение слоговых рядов | Составление предложений по сюжетным картинкам с помощью наводящих вопросов. Согласование количественных числительных 1,2,5 с существительными | Игрушки | Рассказ по сюжетной картинке. «Тома и Толя» |
П – Т | Выделение последнего глухого согласного в слове. Звуковой анализ и синтез обратного слога. | Притяжательные прилагательные на - ИН (папин, мамин…)Согласование количественных числительных 1,2,5 с существительными | |||
2 | К - К' | Преобразование обратных слогов в прямые. Воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги) | Р.П. единственного числа существительных. Составление рассказа с помощью вопросов. | Ранняя осень | Рассказ по сюжетной картине «Котенок» |
П - Т - К | Воспроизведение слоговых рядов типа ПА-ТА-КА. Звуковой анализ прямого слога. | Предлоги НА, ПОД | |||
О | Воспроизведение слоговых рядов (прямые слоги). Выделение ударного гласного после согласного. | Р.П. множественного числа сущ-х. Составление предложений со словом МНОГО. | |||
3 | Й - Л' | Воспроизведение слоговых рядов. Мягкие согласные. Звуковой анализ и синтез обратного слога. | Относительные прилагательные (от деревьев). Глаголы множественного числа прошедшего времени. Приставочные глаголы (от ЛИТЬ). | Ранняя осень. Деревья. Грибы | Рассказ по сюжетной картине «Дети помогают маме». |
Х-Х' | Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез прямого слога. | Согласование количественных числительных 1,2,5,9 и сущ-х. | |||
К-Х | Звуковой анализ и синтез слов ПУХ, КОТ | Род сущ-х (соотнесение с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЕ). | |||
4 | Ы | Выделение ударного гласного после согласного | И.П. множественного числа сущ-х на – Ы. | Животные домашние и дикие | Рассказ по сюжетной картине «Тут будет сад». |
Ы- И | Звуковой анализ слов типа КИТ, ПЫЛЬ | Притяжательные прилагательные на – ИН – | |||
М | Выделение начального согласного. Звуковой анализ слов типа МАК, ТИМА | И. П. множественного числа сущ-х на – Ы, - И, - А | |||
2 период | |||||
Ноябрь | |||||
1 | С | Определение места звука в слове. Деление слов на слоги. | Составление предложений с данным словом. Множественное число существительных. | Осень. Перелетные птицы. | Рассказ по сюжетной картине «Соня и собака» |
С' | Звуко-слоговой анализ слов ГУСЬ, ГУСИ | Уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х. Притяжательные прилагательные на – ИН- | |||
2 | С - С' | Звуко-слоговой анализ слов САМ, САМА, САМИ | Словообразование относительных прилагательных. Согласование прилагательных с сущ-ми. | Осень | Рассказ по картине «Листопад» |
Н-Н' | Деление слов на слоги. Место звука в слове. Звуко-слоговой анализ слова САНИ | Предлоги НА, С. Словообразование сложных слов. | |||
3 | З | Звуко-слоговой анализ слов Зубы, козы, | Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА. Согласование прилагательных с сущ-ми. | Транспорт | Рассматривание сюжетной картины «Транспорт на нашей улице» |
З - З' | Звуко-слоговой анализ слов ЗИМА, ЗОНТ, ЗИНА | Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА. Согласование прилагательных с сущ-ми. | |||
С – З | Схемы слов. Звонкие и глухие согласные | Сомнительные согласные в конце слова (ТАЗ, ВОЗ, НОС) | |||
4 | Б - Б' | Звуко-слоговой анализ, схемы слов БАНТ, БИНТ. Ударение. Мягкие и твердые согласные. | Уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х – ОК, - ЕК, - ИК. | Поздняя осень | Составление рассказа о поздней осени |
П - Б | Звонкие и глухие согласные | Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД | |||
Декабрь | |||||
1 | В-В' | Звонкие и глухие согласные | Распространение предложений | Зима, изменения в природе | Рассказ по сюжетной картине «Зима» |
Д-Д' | Работа с разрезной азбукой: составление и преобразование слогов и слов. | Уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х. | |||
Т – Д | Звуко-слоговой анализ слов | Словообразование сущ-х, обозначающих лиц по их занятиям. | |||
2 | Т' - Д' | Упражнение с разрезной азбукой. Звуко-слоговой анализ слов. | Косвенные падежи сущ-х. Глаголы НАДЕВАТЬ, ОДЕВАТЬ, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ. Приставочные глаголы от слова Ходить | Зима | Рассказ по сюжетной картинке «Скоро новый год» |
Г | Звуко-слоговой анализ слов ГОЛУБИ, БУМАГА. Деление предложений на слова | Подбор предметов к признакам. Согласование прилагательных с сущ-ми в роде, числе, падеже. | |||
3 | Г - Г' | Звуко-слоговой анализ слов | Косвенные падежи количественных числительных (1, 2, 5) с сущ-ми. | Зимующие птицы | Самостоятельный рассказ «В библиотеке» |
Г - К | составление схемы слов | Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА. | |||
4 | Э | Звуко-слоговой анализ слов | Образование прилагательных. | Посуда: виды, материал | Чтение стихотворения К.Чуковского «Федорино горе» |
Е | Согласование прилагательных с сущ-ми. | ||||
Ё | Большая буква в начале предложения | ||||
Январь | |||||
1 | Л | Звуко-слоговой анализ и составление схемы слов | Глаголы единственного числа прошедшего времени. Образование родственных слов. | Птицы | Рассказ «Лиса и гусята» |
Л - Л' | Упражнения с разрезной азбукой. Ударение. | Притяжательные прилагательные на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ. Согласование прилагательных с сущ-ми. | |||
2 | Ш | Преобразование слов (мышка– мишка) Составление схем. | Спряжение глаголов настоящего времени по образцу. | Комнатные растения | Сказка К.Д. Ушинского «Бишка». Придумывание сказки по аналогии. |
3 | С – Ш | Преобразование слов (миска – мишка) | Словообразование сущ-х | Одежда | Составление рассказа по серии картинок |
Я | Составление схем слов по индивидуальным картинкам. | Уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х – УШК, - ЮШК, - ЫШК. | |||
Февраль | |||||
1 | Р | Самостоятельное составление схем слов. | Составление предложений по картинкам. | Головные уборы | Басня Л.Н. Толстого «Ворона и рак». |
Р' | Составление схем слов по индивидуальным картинкам. | Родственные слова | |||
2 | Р - Р' | Преобразование слогов и слов. | Деление предложений на слова | Обувь | Составление рассказа по серии картинок |
3 | Р – Л | Слова сложной звуко-слоговой структуры. | Страдательные причастия прошедшего времени (Прочитанная мальчиком книга). | Дикие животные | Составление рассказа по серии картинок |
4 | Р' - Л' | Преобразование слогов и слов. | Приставочные глаголы. | Домашние животные | Придумывание сказки по аналогии. Рассказ Ушинского «Рыжик» |
3 период | |||||
Март | |||||
1 | Ж | Слова сложной звуко-слоговой структуры. | Родственные слова. Спряжение глагола БЕЖАТЬ. | Животные наших лесов. | Составление рассказа по серии картинок |
2 | Ж – З | Схема предложения. | Предлоги ЗА, ИЗ - ЗА, ИЗ - ПОД, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. | Хищные животные. | Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». |
3 | Ж – Ш | Ударение. | Употребление простых предлогов | Травоядные животные. | Самостоятельный рассказ «В магазине» |
4 | Ц | Составление схем слов со стечением согласных. | Словообразование сущ-ых среднего рода с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Ранняя весна. | Описательный рассказ «Букетик фиалок» |
Апрель | |||||
1 | С – Ц | Составление схем слов со стечением согласных. | Словообразование сущ-х женского рода | Мой дом | Описательный рассказ «Дорога в сад» |
2 | Ч | Составление схем слов со стечением согласных. | Уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х. Словообразование отчеств мужского рода. | Восьмое марта. Семья. | Придумывание сказки «Зайка потерялся» |
3 | Ю | Твердые и мягкие согласные. | Приставочные глаголы ( БЕЖАТЬ). | Перелетные птицы | Самостоятельный рассказ «Пришла весна» |
4 | Ч - Т' | Твердые и мягкие согласные. | Приставочные глаголы движения (ЛЕТЕТЬ). | Профессии. | Придумывание сказки «Медведь проснулся» |
Май | |||||
1 | Ч - С' | Самостоятельное составление схем слов. | Словообразование сущ-х мужского рода (по их занятиям, профессиям). | Насекомые. | Рассказ по серии картинок |
2 | Ф - В | Звонкие и глухие согласные. | Приставочные глаголы движения (ДУМАТЬ). | Время суток | Описательный рассказ «Детская площадка» |
3 | Щ | Составление схемы предложения. | Словообразование сущ-х мужского и женского рода с суффиксами – ЩИК, - ЩИЦ. | Времена года. | Придумывание сказки «Я потерялся» |
4 | Й | Ударение в словах | Словообразование сущ-х женского рода (профессии). | рыбы | Описательный рассказ «КАРАСЬ» |
Июнь | |||||
1 - 4 | Повторение пройденного материала на индивидуальных и подгрупповых занятиях |